Заявление в орган местного самоуправления для установления публичного сервитута

Содержание
  1. Процедура установления публичного сервитута на земельный участок
  2. Публичный сервитут: понятие и законодательство
  3. Порядок установления
  4. Кто имеет право и кем устанавливается
  5. Этапы установки публичного сервитута
  6. Общественные слушания
  7. Перечень документов
  8. Сроки и стоимость установки публичного сервитута
  9. Заявление об установлении публичного сервитута
  10. Юридическое бюро Юрьева – Публичный сервитут
  11.  Зачем нужен публичный сервитут?
  12.  Как установить публичный сервитут?
  13. I. Подача заявления об установлении публичного земельного сервитута
  14. Заявление на установление сервитута на земельный участок (образец) – в 2019 году, администрация и суд, порядок пользования, требовать документы
  15. Главные основания
  16. Общие понятия и законы
  17. Административный регламент и судебная практика
  18. Пример заявления на установление сервитута на земельный участок
  19. Необходимые документы
  20. Порядок составления
  21. Прочие нюансы
  22. Трудности и прочие особенности
  23. Причины прекращения
  24. Публичный сервитут — передел земельной собственности монополиями
  25. Публичный сервитут — самая тяжкая форма обременения
  26. В чем разница между частным и публичным сервитутом на землю
  27. Что общего в частном и публичном сервитуте
  28. Установление публичного сервитута на земельный участок
  29. Как подается заявление
  30. Какую роль играют общественные слушания в публичном сервитуте
  31. Принятие нормативно-правового акта
  32. Регистрация публичного сервитута
  33. Как происходит межевание при публичном сервитуте
  34. Может ли собственник отстоять свои права
  35. Пример судебной тяжбы
  36. Прекращение действия публичного сервитута

Процедура установления публичного сервитута на земельный участок

Заявление в орган местного самоуправления для установления публичного сервитута

Сервитут представляет собой право на ограниченное использование участка земли, который принадлежит другому собственнику. Согласно Земельному кодексу сервитуты подразделяются на частные и публичные.

Публичный сервитут: понятие и законодательство

Установка публичного сервитута регламентируется Земельным и Гражданским кодексом, а также местными нормативно-правовыми актами, принятыми в муниципальных образованиях, на территории которых располагается участок земли.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-33-98.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74.

Публичный сервитут – это обременение, которое устанавливается в интересах группы лиц и местного населения для обеспечения государственных и муниципальных интересов.

При установке публичного сервитута участок продолжает принадлежать владельцу, не изымается для нужд МО, и собственник никак не ограничивается в своих правах свободно распоряжаться участком. Он может продавать его или сдавать в аренду, дарить или завещать. При этом сервитут переходит к новому собственнику.

Документом, который служит правовым основанием для установки публичного сервитута, может быть закон или акт муниципального образования или субъекта РФ.

Порядок установления

Законодательство содержит перечень условий для установки обременения в виде сервитута. Оно может устанавливаться для решения следующих задач:

  • обеспечение прохода граждан;
  • проезда через земельный участок;
  • размещения на участке межевых, геодезических знаков;
  • использования участка для ремонта коммунальных сетей, инженерных коммуникаций, ЛЭП, дорог;
  • проведения дренажных работ на участке;
  • забора водных ресурсов, водопоя, обеспечения доступа к прибрежной полосе;
  • прогона с/х животных через участок;
  • сенокошения, выпаса животных;
  • использования участка для охоты и рыболовства;
  • использования участка для изыскательских и исследовательских работ.

Указанный перечень оснований не подлежит расширительному трактованию. Это значит, что другие причины не могут рассматриваться в качестве веских для наложения обременения.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-33-98.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74.

Публичный сервитут имеет некоторые отличительные черты:

  1. Если частный сервитут устанавливается по договоренности сторон, либо через судебное решение, то публичный устанавливается через издание нормативно-правового акта.
  2. Обременение устанавливается не в пользу конкретного лица, а группы лиц, местных жителей, т.е. для удовлетворения публичных интересов.
  3. отличительная черта состоит в том, что сервитут вводится по результатам общественных слушаний.
  4. Публичный сервитут может устанавливаться вопреки воле собственника участка при его должном уведомлении.

Кто имеет право и кем устанавливается

Публичный сервитут может быть установлен решением федеральных, региональных или местных властей в зависимости от принадлежности участка. Для этого ими издается специальное постановление или акт.

Сервитут может быть установлен до передачи участка в собственность физическому или юридическому лицу или после этого.

Несмотря на то, что сервитут устанавливается по решению местных властей, конечным потребителем его преимуществ становятся местные жители и соседи. Право подать заявление об установке сервитута могут:

  • граждане: местные жители, члены СНТ;
  • юридические лица, КФХ;
  • государственные органы власти;
  • органы местного самоуправления.

Этапы установки публичного сервитута

В процессе установки публичного сервитута требуется прохождение следующих этапов:

  1. Подача заинтересованными лицами заявления об установке сервитута и его рассмотрение местными властями.
  2. Назначение общественных слушаний и их проведение.
  3. Принятие окончательного решения по результатам общественных слушаний.
  4. Вынесение органами государственной или муниципальной власти постановления или акта об установке публичного сервитута. Решение должно содержать указание на объект недвижимости, его местонахождение, кадастровый номер участка (он обязательно должен быть отмежеван), ФИО собственника, содержание сервитута и срок его действия.
  5. Государственная регистрация обременения в ЕГРН. Публичный сервитут вступает в силу только после его регистрации в реестре недвижимости. За регистрационные действия в России отвечает Росреестр. Информация о наличии обременения в виде публичного сервитута доступна всем желающим.

Согласно действующим рекомендациям, провести госрегистрацию обязано лицо, в отношении которого вынесен соответствующий акт органов МО. В данном случае это собственник обременяемого участка.

Сервитут прекращает свое действие в следующих случаях:

  1. При истечении срока действия сервитута, указанного в акте или постановлении.
  2. При устранении причины его наложения (например, была построена объездная дорога).
  3. Если собственнику земельного участка удалось обжаловать наложение сервитута в судебном порядке.

Снятие обременения также подлежит обязательной регистрации в Росреестре, за исключением случаев, когда дата прекращения сервитута содержится в законодательном акте. Тогда оно снимается автоматически.

Общественные слушания

Общественные слушания являются обязательным этапом для установки публичного сервитута. Они требуются, чтобы все заинтересованные стороны могли выразить свое мнение и было принято оптимальное решение. Участниками общественных слушаний могут стать:

  • местные жители;
  • представители компаний, работающих на данной территории;
  • собственник участка земли, в отношении которого устанавливается обременение, его арендатор или субъект постоянного землепользования;
  • представители госвласти.

По итогам проведения слушаний составляется протокол, в котором отображаются результаты ания по важнейшим вопросам, вынесенным на повестку дня.

Перечень документов

В процессе установки публичного сервитута потребуются следующие документы:

  • заявление о госрегистрации сервитута от органа местного самоуправления;
  • документ, подтверждающий оплату госпошлины;
  • документ, подтверждающий полномочия представителя органов госвласти;
  • акт/постановление органов госвласти или МО об установке сервитута;
  • кадастровый план на участок/выписка из ЕГРН на него с отметкой о сфере действия сервитута (если обременяется не весь участок, а его часть);
  • паспорт собственника и документ, подтверждающий его правовой статус (например, свидетельство о собственности участка);
  • протокол общественных слушаний.

В процессе регистрации сервитута в Росреестре могут запрашивать дополнительные сведения.

Сроки и стоимость установки публичного сервитута

Установка сервитута – долгосрочная процедура, она может занимать до полугода. Сроки должны соответствовать административному регламенту, который действует в регионе. Временные затраты включают:

  • до 30 дней на рассмотрение заявления, поступившего от инициативной группы.
  • от 10 дней до месяца на организацию общественных слушаний, оповещение заинтересованных лиц о месте и времени их проведения;
  • до 30 дней на проведение межевых работ и составление кадастрового плана обременяемой части участка земли;
  • до 7-14 дней на регистрацию сервитута в реестре.

Стоимость установки публичного сервитута состоит из:

  • затрат на проведение межевых работ – 15-40 тыс.р.;
  • затрат на организацию общественных слушаний;
  • затрат на оплату госпошлины за регистрацию обременения в Росреестре в размере 1500 р.;
  • компенсации издержек собственнику земельного участка за установку сервитута – они рассчитываются с учетом размера упущенной выгоды собственника, площади действия сервитута, кадастровой стоимости участка земли. Стороны могут договориться о выплате единовременной или ежемесячной компенсации.

Заявление об установлении публичного сервитута

Заявление об установлении публичного сервитута является обязательным документом, который подается инициативной группой в органы исполнительной власти муниципального образования. Это может быть администрация, комитет по земельным вопросам и пр.

Заявление подается в письменном виде и не имеет унифицированной формы. При этом на уровне муниципального образования может действовать рекомендуемый формат заявления.

В данном документе должны содержаться указания на:

  • объект недвижимости/участок земли;
  • сведения о собственнике обременяемого участка;
  • вид и конкретные цели установки обременения (например, для доступа к водоему) – если указанные цели будут не соблюдаться, собственник участка имеет право обжаловать действия жителей и потребовать снятия сервитута;
  • содержание, срок действия сервитута (обычно публичные сервитуты бессрочные, но они могут прекратить свое действие по решению суда или соглашению сторон);
  • обоснование необходимости установки сервитута;
  • лица, в чью пользу устанавливается сервитут, например, члены СНТ или жители муниципального образования;
  • дата подача документа и перечень приложений.

Образец заявления об установлении публичного сервитута можно скачать здесь.

Таким образом, установка публичного сервитута подразумевает наложение обременения на земельный участок региональными или муниципальными властями в интересах местного населения и предполагает прохождение ряда этапов.

Изначально инициативная группа подает в органы исполнительной власти заявление об установке сервитута, затем этот вопрос выносится на общественные слушания и в заключение принимается решение властными инстанциями в виде акта или постановления.

Публичный сервитут подлежит обязательной регистрации в Росреестре, после чего он приобретает юридическую силу.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-33-98.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Источник: https://zakonometr.ru/zemlja/dokumenty/uchastok/ispolzovanie/servitut/vidy/ustanovit-publichnyj.html

Юридическое бюро Юрьева – Публичный сервитут

Заявление в орган местного самоуправления для установления публичного сервитута

Действующее законодательство определяет земельный сервитут как право ограниченного пользования чужим земельным участком (ст. 23 Земельного кодекса РФ, ст. 274 Гражданского кодекса РФ).

При этом различают публичный и частный сервитут, срочный и постоянный сервитут.

Публичный сервитут устанавливается для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.

Публичные сервитуты могут устанавливаться для следующих целей:

1) прохода или проезда через земельный участок;

2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;

3) размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

4) проведения дренажных работ на земельном участке;

5) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

6) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

7) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

8) использования земельного участка в целях охоты и рыболовства;

9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;

10) свободного доступа к прибрежной полосе.

В отличие от частного сервитута, который устанавливается по соглашению сторон или по судебному решению публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления.

В литературе можно встретить следующее выделение признаков публичного сервитута:

1. устанавливается для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, т.е. по сути, для обеспечения некоего публичного интереса;

2. устанавливается нормативно правовым актом;

3. устанавливается с учетом результатов общественных слушаний.

 Зачем нужен публичный сервитут?

Публичный сервитут устанавливается:

  1. одновременно с принятием решения о предоставлении земельного участка в собственность (постоянное бессрочное пользование, аренду);

  2. после момента предоставления участка в собственность

 Как установить публичный сервитут?

Для установления публичного сервитута необходимо пройти несколько этапов. Среди этапов установления публичного сервитута в юридической литературе различают:

  1. Подача заявления об установлении публичного земельного сервитута;

  2. Рассмотрение заявления органом государственной власти (местного самоуправления) и назначение общественных слушаний;

  3. Организация и проведение общественных слушаний, принятие решения по итогам общественного слушания;

  4. Решение органа государственной власти (местного самоуправления) об установлении публичного сервитута;

  5. Государственная регистрация публичного сервитута.

Разберем каждый этап и определим не только последовательность действий и особенности каждого этапа установления публичного сервитута:

I. Подача заявления об установлении публичного земельного сервитута

Среди лиц, имеющих право на подачу заявления об установлении публичного сервитута, выделяют граждан, юридические лица, государственные органы и органы местного самоуправления.

Каждый из перечисленных субъектов имеет возможность обратиться с заявлением об установлении публичного сервитута.

Например, интересы членов садоводческих товариществ можно приравнять к интересам местного населения.

Конституционный Суд РФ признал не соответствующим Конституции нормы Федерального закона “О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан”, которые запрещали регистрацию граждан в жилом строении, возведенном на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства. В его Постановлении от 14 апреля 2008 г.

этот запрет признан неконституционным “в той части, в какой ею ограничивается право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов”.

Принимая во внимание Постановление Конституционного суда РФ и учитывая возможность регистрации членов СНТ в садоводческом товариществе, можно утверждать, что члены СНТ приравнены к местному населению.

Публичный сервитут устанавливается, в том числе в интересах местного населения (ст. 23 ЗК РФ). Следовательно, в интересах членов СНТ возможно установление публичного сервитута.

Одним из нерешенных вопросов на законодательном уровне вопросов остается вопрос о том, куда или в какой орган необходимо обратиться с заявлением об установлении публичного сервитута.

Пробел существует и в определении, каким органом власти (федеральным, субъекта Российской Федерации или местного самоуправления) устанавливается публичный сервитут.

Полагаем, что данная проблема должна решаться на законодательном уровне.

Земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. На основании и во исполнение федеральных нормативных актов и актов субъектов РФ в области земельных правоотношений органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

Полагаем, что вопрос о компетенции органа власти и о том, каким именно органом власти устанавливается земельный сервитут, должен на законодательном уровне субъекта РФ и устанавливаться нормативным актом субъекта РФ или органа местного самоуправления в зависимости от принадлежности земельного участка, на котором устанавливается земельный сервитут.

Источник: http://juryev.ru/publikacii/grazhdanskoe-pravo/191-%E2%80%A6

Заявление на установление сервитута на земельный участок (образец) – в 2019 году, администрация и суд, порядок пользования, требовать документы

Заявление в орган местного самоуправления для установления публичного сервитута

Сервитут – это ограниченное право на пользование участком, который находится в чужой собственности. Соглашение ограничения возможно только при условии, что доступ к соседнему участку невозможен при иных условиях.

Скачать выписку об обременении

Согласно законодательству, требовать права на чужой участок просто, необходимы лишь достаточные основания. Но на практике все оказывается куда сложнее, так как владелец имущества может быть против обременения своей собственности. Из-за этого и возникает большое количество деталей, влияющих на установление сервитута.

Главные основания

Основания для установления сервитута указаны в статье №39.23 ЗК РФ. Относятся условия к государственной или муниципальной собственности. В дополнение регулированием занимаются и некоторые федеральные законодательные акты и несколько статьей ГК РФ.

Основания для установления сервитута:

  • на территории необходимо разместить линейные объекты, спецзнаки, сооружения связи, защитные постройки, которые не предназначены для препятствия использования земли по их целевому направлению;
  • необходимо провести изыскательные работы;
  • необходимо провести работы по недропользованию.

Эти основания являются весомой причиной для наложения публичного или частичного сервитута.

Образец паспорта гражданина РФ

Общие понятия и законы

Установление сервитута на земельный участок – это процедура обременения территории, которая необходима для проведения свободного функционирования земель для собственников или других пользователей. Сервитут является необходимым только в случаях, когда избежать процедуры невозможно.

Установка сервитута разрешается только тогда, когда участок будет использоваться по целевому направлению и дальше. Работы на участке должны полностью соответствовать законодательным нормам, которые являются действительными на момент принятия обременения.

Проверка участка – это обязательная часть установления публичного или частного сервитута. Перечень всех необходимых проверок содержится в соответствующих законодательных актах. Сервитут является обременением, которое ограничивает сферы применения участка.

Согласование необходимо, чтобы определить, что обременение участка – это единственный вариант.

Также в процессе должны будут определиться точные размер максимально разрешенного обременения и сумма, выплачиваемая инициатором обременения владельцу.

Порядок регламентируется при помощи законодательных актов из ГК РФ и ЗК РФ. Вопросы об установлении публичного сервитута регулируются нормативными актами из обоих кодексов.

Гражданский кодекс определяет, для каких целей и каким образом устанавливается сервитут. Нормативный акт также определяет направления для ведения работ, если было принято решение об обременение участка. Содержится информация о регулировании вопросов при установлении частного сервитута.

Земельный кодекс регулирует вопросы об установления публичного сервитута. Нормативный акт обозначает цели установления обременения, основные параметры процедуры, порядок действий и порядок издания нормативных регулирующих актов.

Административный регламент и судебная практика

Регулирование отношения на обременение государственной или муниципальной земли в 2019 году возможно благодаря законодательным актам, которые определены в документе «Административный регламент установления сервитута», где отмечаются следующие пункты регламента:

  • порядок проведения процедуры по обременению;
  • сроки, этапы действий, которые сопровождаются перечнем услуг;
  • порядок взаимодействия органа местной власти и заявителя, которым может быть гражданин, юридическое лицо, государственные структуры и организации;
  • процедура обжалования действий местной власти.

Административный регламент установления сервитута

Документ помогает определить порядок заключения соглашения для обременения участка. Основания для регламентирования порядка составления документа заключаются в законодательных актах. Является основой для создания регламентов в каждом субъекте РФ.

Если стороны не смогли найти компромисс, то при возникновении споров может быть подано обращение в суд. Обращаться должен заинтересованный гражданин или юридическое лицо, которые должны обосновать свою точку зрения.

Подача искового заявления на установление сервитута на земельный участок возможна только в отношении владельца территории.

Как правило, главной причиной для обращения становится желание получить права на пользование чужим участком, на что у лица есть полное основание, но власти отказывают ему в этом.

Помимо прав, необходимо предоставить доказательства, что назначение сервитута – это единственный выход из сложившейся ситуации с землей.

Вся переданная информация в суд служит лишь для ознакомления, в процессе расследования у органа появляются все необходимые пути для определения приемлемых условий сервитута и назначения строгой границы участка, которая будет изменяться.

Один из ключевых факторов в суде – баланс интересов сторон. Процедура должна оказать примерно одинаковое влияние на обе стороны: не быть затруднительным для собственника; быть удобным в эксплуатации для заявителя.

При возникновении спора на почве определения размера выплат, суду придется самостоятельно определять компенсацию при помощи проведения оценочных работ. Этим занимается специальная организация, которая должна оговорить оценочную стоимость с каждой из сторон.

Решение, выносимое судом, можно воспринимать как основание, которое позволяет зарегистрировать обременение, но не как обязательство к действию. Все условия обременения в отношении администрации, содержащиеся в резолюции, будут установлены в стандартном пакете либо определены судом лично, включая границы участка, которые должны удовлетворять каждую из сторон.

Договор должен содержать:

  • сведения о каждой стороне;
  • данные об объекте;
  • основания для сервитута, включая цели и задачи;
  • пределы действия обременения;
  • размер и правила выплаты компенсационных выплат;
  • иные условия, устанавливаемые сторонами.

Так как суд – это дорогостоящий способ урегулирования отношений, рекомендуется решить вопросы и споры во внесудебном порядке. Так каждая сторона сможет не только сэкономить деньги, но и время.

Пример заявления на установление сервитута на земельный участок

Образец заявления на установление сервитута на земельный участок выглядит следующим образом:

Найти напечатанный образец можно в любой юридической конторе либо приготовить бланк самостоятельно.

Скачать образец заявления на установление сервитута на земельный участок

Необходимые документы

Регистрация сервитута возможна только при наличии соглашения в письменном виде. Для этого одна из сторон должна подать заявку на создание соглашения. Передача прав на использование земли производится только после внесения сведений в Реестр.

В некоторых случаях сервитут устанавливается только на определенную часть территории участка. Тогда потребуется провести кадастровые работы, которые помогут выявить границы участков.

Требуемые документы:

  • заявление;
  • оригинал и копия квитанции об уплате госпошлины;
  • паспорт, если участвует физическое лицо;
  • копия распорядительного акта об установлении сервитута на участок или его долю;
  • соглашение об установлении обременения в двух экземплярах, к которым прикладываются все требуемые дополнения;
  • копия судебного решения с заверением судьи, если таковое есть;
  • оригинал и копия кадастрового плана.

Порядок составления

Установление и оформление ограничения прав на земельный участок могут быть возможными при различных целях и задачах. Сервитуты делятся на частные и публичные.

Частный сервитут устанавливается по следующему порядку:

  1. Направление владельцу земли предложения об установлении сервитута.
  2. Если владелец недвижимости дал свое согласие, то необходимо подписать соглашение. Если владелец дал отказ, то заявитель может обратиться в суд, если он имеет достаточные основания на установление ограничения прав собственности.
  3. Процедура регистрации.

Публичный сервитут устанавливается по следующему порядку:

  1. Заинтересованное лицо подает заявление на сервитут участка или его доли.
  2. Принимается решение государственным органом или органом местного самоуправления о принятии заявления или его отклонении.
  3. Если дается разрешение, то заявление должно быть дополнено кадастровым планом участка.
  4. Если землевладелец не получит полного списка прав и не сможет пользоваться землей на свое усмотрение, то у него появляется возможность выкупить или изъять участок. Для этого подает соответствующее заявление, где должна быть собрана вся информация о претензии.
  5. Если у землевладельца возникнут проблемы при эксплуатации земельного участка, то он может рассчитывать на компенсацию. Для этого нужно подать соответствующее заявление с расчетом выплат.
  6. Решение принимается в течение одного месяца.
  7. Права передаются с момента регистрации.

Прочие нюансы

Составляемый договор сервитута позволяет заявителю пользоваться землей при учете некоторых условий. Заявитель сможет использовать землю для прохода или проезда, проведения иных путей.

Соглашение составляется по обычной форме договора, которая находится в свободном доступе. Ее также можно взять у нотариуса, который сможет подсказать, как правильно заполнить документ во избежание проблем.

Составляемый документ должен содержать информацию об участке, участниках договора и земельный план, который необходим для наглядной демонстрации дороги или тропы, которая будет использоваться для передвижения.

Оплата за пользование участком – это не обязательный пункт, нередко заключаются сделки на безвозмездной основе. Договор может иметь срок действия, если таковой указывается, в противном случае действие заключения будет пожизненным.

Трудности и прочие особенности

Как и любое другое юридически значимое действие, установление сервитута обладает своими трудностями и особенностями. Они распространяются не только на заявителя, но и на владельца земли.

Трудности делятся на две группы:

Сложности в установлении В эту группу входят сложности, которые зависят от формирования права обременения и заключения договора между сторонами.К группе относятся следующие проблемы:
  • стороны не могут прийти к договоренности, так как одна из сторон не согласна с условиями;
  • несоответствующая оценка стоимости.

Эти проблемы можно решить только в ходе судебных разбирательств. Инициирующим лицом выступает заявитель, который желает установить сервитут на земельный участок.Если решается вопрос о завышенной стоимости, то решением суда может быть направлена коллегия для независимой оценки. Полученные результаты должны стать основанием для определения стоимости, которая будет отражена в договоре с приложением независимой оценки.

Сложности с регистрацией Во вторую группу входят следующие сложности:

  • оформление документов было выполнено неправильно либо предоставлен не полный пакет бумаг;
  • требования о регистрации сервитута не являются законными (в этом случае проводится детальная проверка, которая должна установить факты и причины подачи заявления).

Для того чтобы регистрация была подтверждена, необходимо согласование сторон и полный перечень документов. Без этого невозможно оформить обременение на участок.

Причины прекращения

Прекращение действия сервитута возможно при наличии следующих причин: земельный участок невозможно использовать по назначению или прекращается действие обязательств, которое стало причиной обременения, наложенного на участок.

Первое основание может использоваться только при обращении в суд. Второе определяется в соответствующем пункте при заключении соглашения.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: https://1kvartirka.ru/zajavlenie-na-ustanovlenie-servituta-na-zemelnyj-uchastok/

Публичный сервитут — передел земельной собственности монополиями

Заявление в орган местного самоуправления для установления публичного сервитута

На каждый земельный участок (ЗУ) по требованию гражданских, юридических лиц или в интересах государства возможно временное или бессрочное наложение частного или публичного сервитута. Установление сервитута является формой обременения земли:

  • пользоваться можно не всей площадью ЗУ (из нее вычитается размер участка под сервитут);
  • происходят денежные потери при продаже ЗУ или из-за нереализованных возможностей;
  • иногда возникают издержки большие, чем предполагалось, вплоть до полной потери надела.

Наиболее обременительным является бессрочный публичный сервитут.

Публичный сервитут — самая тяжкая форма обременения

Прежде чем читать дальше, предлагаем ознакомиться со статьей, раскрывающей понятие «сервитут», виды сервитутов, порядок установления и прекращения.

П. 5, ст. 23 ЗК гласит о том, что бремя сервитута должно быть минимальным для конкретного ЗУ. То есть недопустимо, когда из-за обременения у земельных собственников возникают большие неудобства, финансовые потери, моральный ущерб.

Этот основополагающий пункт часто игнорируется в судах, рассматривающих споры. Владелец земли фактически бессилен перед государственными монополиями.

В чем разница между частным и публичным сервитутом на землю

  • Частный сервитут на земельный участок преследует личные интересы и накладывается по просьбе отдельных лиц:
    • например, граждане, строящие дом, просят у соседа разрешение временно использовать часть его участка для подъезда транспорта;
    • чтобы не обходить чей-то неудобно расположенный земельный надел, соседи просят его хозяина разрешить проводить скот на пастбище через свою территорию.
  • Публичный сервитут устанавливается в государственных и общественных интересах, может инициироваться государством, хотя возможен также по инициативе группы граждан:
    • вблизи жилой зоны предполагаются залежи полезных ископаемых, и государство решает начать геологоразведочные работы — на ЗУ, попадающие в зону разработки, будет наложено обременение;
    • жители столичных пригородов обращаются с просьбой к субъекту федерации построить дорогу или ветку метро, которые невозможно провести без затрагивания интересов земельных собственников;
    • принято решение о прокладывании новой ветки газопровода.
  • Частный сервитут устанавливается в добровольном или судебном порядке (по взаимному соглашению или решению суда): при возникновении конфликта сторона, претендующая на ограниченное право пользования землей, обращается с иском в суд.
  • Публичный сервитут на земельный участок накладывается без суда принятием нормативного правового акта или закона.
  • При введении ЧС владелец ЗУ имеет право на денежную компенсацию, соответствующую его потерям из-за появившегося бремени: цена сервитута указывается в соглашении или судебном постановлении.
  • Поправка в законе (п. 7, ст. 23), предусматривающая компенсацию хозяину ЗУ при появлении трудностей из-за наложения публичного сервитута, с 2015 г. утратила свою силу.

Что общего в частном и публичном сервитуте

  • И при частном, и при публичном сервитуте владелец не теряет прав собственности и может совершать все сделки с земельным участком.
  • Бремя при уступке прав переходит к новому собственнику.
  • Сервитут официально устанавливается после государственной регистрации (п. 9, ст.23).

Установление публичного сервитута на земельный участок

Установить сервитут могут:

  • правительство РФ;
  • субъекты Федерации (республики, края, области, округа, города Москва, Санкт-Петербург, Севастополь);
  • ОМСУ (органы местного самоуправления).

Цели ведения:

  • обеспечение прохода (проезда) через ЗУ, в т. ч. к водным объектам и береговым зонам;
  • ремонт инженерно-технических линий, коммуникаций, дорог, ж/д путей, транспортных остановок и станций (порядок проведения регулируется главой 4, закона N 257-ФЗ);
  • забор воды в водоемах;
  • сенокос и пастбища;
  • охота, рыбалка, разведение рыбы;
  • прогон домашнего скота;
  • дренажные работы на ЗУ;
  • проведение размежевания, геодезических, гравиметрических работ;
  • проведение геолого-разведывательных работ, различных исследований (обременение накладывается на определенный срок).

Сервитут на зарезервированные государством или ОМСУ земли может быть только временным, при этом период его действия не превышает срока резервации.

Порядок установки публичного сервитута таков:

  • Подача заявления от имени заинтересованных лиц.
  • Общественные слушания.
  • Принятие закона или нормативного акта.
  • Регистрация в ЕГРН.

Как подается заявление

Заинтересованные лица (гражданские или юридические), в том числе представляющие государственные интересы, обращаются с заявлением в правомочные компетентные органы (правительства РФ, субъектов РФ, ОМСУ). Выбор инстанции зависит от того, на каком уровне решается вопрос.

В заявление содержатся сведения:

  • о ЗУ (адрес или местоположение, площадь);
  • виде и цели сервитута;
  • сроке обременения;
  • собственниках земельного участка;
  • лицах, в интересах которых вводится обременение.

Заявление рассматривается, затем выносится решение. Если оно положительно, то дальше наступает интересный этап — общественные слушания.

Какую роль играют общественные слушания в публичном сервитуте

Самую минимальную. Этот этап сегодня имеет чисто формальное значение: вроде бы государство прислушивается к мнению народа, но с другой стороны оно носит «рекомендательный» характер:

Общественные слушания не являются обязательным основанием для принятия решения, устанавливать публичный сервитут или нет.

То есть государственные мужи послушают, и все равно сделают по-своему. Что такое публичные слушания, точно неизвестно, так как это определение отсутствует в законах. Может это собрание народа на площади? Публичные дебаты или опросы общественного мнения? Очень похожи общественные слушания на собрания ТСЖ, которые ничего не решают.

Слушания должны вестись по протокольной форме:

  • все выступления, точки зрения, возражения, мнения «за» и «против» записываются;
  • указываются паспортные данные участников дебатов.

Принятие нормативно-правового акта

После одобрения заявления органы, куда оно поступило, принимают нормативно-правовой акт (НПА), разрешающий введение сервитута. Если решение принимается на государственном уровне правительством, то выпускается соответствующий закон или постановление.

Правовые документы подтверждают вид и цели сервитута, указывают срок, на который он устанавливается. Обязательно прилагаются:

  • данные о местоположении участка, его площади;
  • ситуационный план ЗУ с указанием границ;
  • кадастровый номер участка;
  • сведения о физических (юридических) лицам, которым принадлежит земельный участок.

Регистрация публичного сервитута

Сервитут вступает в юридическую силу только после регистрации в ЕГРН.

Для регистрации необходимы такие документы:

  • Заявление собственника по стандартной форме о регистрации.
  • Кадастровый план с указанными границами сервитута.
  • Нормативно-правовой акт.
  • Квитанция об уплате государственной пошлины.
  • Доверенность (если интересы собственника представляет другое лицо).

Регистрация осуществляется не сразу после подачи заявления, так как требуется время для внесения изменения в кадастровый план, который выполняется инженерами отдела землеустройства.

Акту регистрации сервитута присваивается индивидуальный номер в Росреестре.

Как происходит межевание при публичном сервитуте

Межевание ЗУ — буквально означает установку границ земельного участка при помощи колышек, дюбелей и другого инвентаря. Оно необходимо для получения кадастрового паспорта ЗУ в ЕГРН.

  • Технические земельные инженеры проверяют установленные границы и составляют кадастровый план участка.
  • После этого проводится регистрация прав собственника на землю.
  • Если наложен сервитут, приходится проводить опять межевание для определения новых границ и вносить поправки в кадастровый план.

Возникает много волокиты с оформлением документов на землю. Некоторые собственники, чтобы не ходить в Росреестр дважды, покупают участок, не регистрируют его, а вначале проводят межевание ЗУ с учетом сервитута. И только затем идут на регистрацию. Такое возможно, если хозяин участка точно знает, что на его земельный надел будет наложен ПС.

Но нельзя полагаться на слухи или проекты законов, которые очень часто не утверждаются законодательством. Поэтому лучше всего проводить межевание уже после принятого нормативного акта об установлении публичного сервитута на земельный участок.

Может ли собственник отстоять свои права

Неприятные моменты при установлении публичного сервитута:

  • собственнику не гарантируется компенсация за понесенный ущерб;
  • размер бремени может оказаться гораздо больше обещанного.

Что делать?

Пострадавший имеет право обращаться в судебные инстанции при ущемлении своих интересов (п. 8, ст. 23). Публично-правовые отношения рассматриваются административными судами, поэтому необходимо подавать административный иск.

Обидно, что законодательство больше не предусматривает обязательную оплату издержек собственника, как при ЧС, хотя государство может проявить «доброту»:

  • например, снять сервитут (за ненадобностью или по окончании срока резервации земли);
  • изъять ЗУ у собственника полностью, а взамен предоставить ему компенсацию или аналогичный участок.

Пример судебной тяжбы

Отстоять свои права собственнику при наложении публичного сервитута в реальности очень трудно. Суды первой инстанции, используя бюрократические заковырки в законах, часто отклоняют иски.

Примером является следующий случай.

  • В границах села N установили публичный временный сервитут на проход граждан (проезд) к водоему и берегу.
  • Собственник M. подал иск в административный суд с намерением оспорить данный нормативный акт:
    • право ограниченного пользования его земельными участками возникло у неограниченного круга лиц;
    • у местной администрации были другие возможности организации свободного проезда (прохода) к водоему.
  • Первой судебной инстанцией иск был отклонён на том основании, что сервитут не зарегистрирован, а значит официально не существует, и стало быть нет и предмета для спора.
  • М. обратился в следующую инстанцию — Верховный Суд РФ (коллегию по административным делам).
  • Коллегия отменила решение первого суда и возвратило дело на повторное рассмотрение, указав на нарушения:
    • кодекса административного производства КАС (п. 1 ч. 2 ст. 1) о рассмотрении и разрешении гражданских и административных дел, оспаривающих нормативные акты;
    • ч. 1 ст. 208 КАС РФ — о праве граждан и юрлиц обращаться с исковыми заявлениями, если они считают, что данные нормативные акты нарушают их права и интересы;
    • п. 8, ст. 23 ЗК РФ — о защите своих прав в суде лицами, чьи интересы были нарушены после установления публичного сервитута.

Основаниями для пересмотра дела являются:

  • Решение Верховного суда (обзор № 35): Даже если публичный сервитут не зарегистрирован в Росреестре, это не может препятствовать рассмотрению искового заявления судом и признанию недействительным нормативного акта, который установил данное обременение.
  • Ст. 47, ч. 2 и 3 постановления N 131-ФЗ, принятое в 2003 г.: Муниципальные НПА вступают в силу сразу после опубликования. Граждане должны иметь возможность ознакомиться с ними (кроме сведений, ограниченных законом).

Прекращение действия публичного сервитута

Основания для снятия сервитута:

  • истечение срока действия обременения;
  • окончание срока резервации земли, на которой расположен участок;
  • исчезновение необходимости в сервитуте;
  • стихийное бедствие, приведшее к невозможности использования участка;
  • аннуляция по решение суда нормативного акта о введении ПС.

Автоматического снятия публичного сервитута нет — нужно регистрировать прекращение его действия в Росреестре, вновь внося изменения в кадастровый план.

Загрузка…

Источник: https://moezhile.ru/yurist/publicnyj-servitut.html

Компания права
Добавить комментарий